Скандалы, увольнения и падение продаж: Почему Xbox опять все ругают?
2024 год начался для Microsoft очень приятно: Xbox, один из флагманских брендов, готовился к своему лучшему году, а гендиректор подразделения Фил Спансер широко улыбался, отвечая на вопросы о будущем. Во время презентации в середине января нам показали целый ряд готовящихся к выходу игр, среди которых были Hellblade 2, Avowed, Ara: History Untold и Indiana Jones — большие тайтлы, на которые у конкурентов в лице Sony не было ответа. Казалось, что это тот самый прорыв, который Спансер обещал на протяжении десяти лет своего правления. Но вот настал май, и чувство оптимизма куда-то улетучилось. Вокруг бренда сгустились тучи, а интернет ополчился против своего кумира. Как так?
Предыстория
Содержание статьи:
Мне, как и многим другим, само существование Xbox всегда казалось загадочным. Идея Билла Гейтса, который верил в то, что получится без особых проблем занять нишу, оставленную Sega, привела к появлению самой мощной консоли шестого поколения, но дать серьёзный бой PlayStation 2 она не могла. Вышедшая после неё Xbox 360 стала наиболее успешным игровым продуктом Microsoft и долгое время доминировала на рынке консолей, пока опять не уступила PS. Но всё, что было после — Xbox One, Xbox Series — разочаровывало своими продажами. Компания то отворачивалась от рынка ПК, то вновь с ним флиртовала. Казалось, что Microsoft наиграется и оставит видеоигры другим, но вместо этого она тратила всё больше денег.
– Advertisement –
Ключевым событием для бренда стало назначение Фила Спенсера генеральным директором Microsoft Gaming. Сменивший жутко непопулярного Дона Мэттрика, Спенсер казался идеальным кандидатом и своеобразным аналогом Реджи Фис-Эме из Nintendo: он излучал харизму, кажется, знал о видеоиграх всё, и был «своим» в доску. Его назначение было хорошей PR-акцией, после чего последовала череда популярных решений: Спенсер анонсировал запуск Xbox Game Pass, высказался за кроссплатформенную игру, запустил программу по обратной совместимости со старыми играми и «купил» Mojang и Bethesda. Но несмотря на всё это, Xbox продолжала смотреть Sony в затылок: консоли едва расходились с полок в США, чего уж говорить о потерянном рынке Европы, где к нынешнему году практически не осталось фанатов этой когда-то популярной платформы. На рынке Японии, который одно время пытались захватить, тоже ждало фиаско: чтобы хоть как-то продать запылившиеся коробки, японские продавцы называли их Blu-Ray проигрывателями.
Поколение Series X и S — то есть нынешнее — компания начала с выпуска своих возможно лучших консолей, но результаты на рынке разочаровывали: PlayStation продолжала доминировать, не говоря уже о Nintendo. Но фанаты то и дело повторяли мантру: «вот выйдут игры от всех тех студий, что купили, и заживём!» Но вот вышла Starfield — возможно, самая ожидаемая игра последних лет, — и скачка продаж не случилось. Лучшим релизом 2023 года стала Hi-Fi Rush, которая была номинирована в нескольких категориях на The Game Awards 2023, и выиграла в одной — в отличие от Sony, которая ушла домой ни с чем. А на этой неделе её студию закрыли.
Эксклюзивы уходят на покой
Вопрос эксклюзивов всегда был горячей темой для обсуждения. Что лучше — Uncharted или Gears of War? Halo или Killzone? Но со времён 360 обсуждать особо уже было нечего: с каждым новом годом количество эксклюзивных тайтлов от Xbox уменьшалось. Одни студии закрывались, другие покупались, а Sony и Nintendo ушли далеко вперёд. В 2023 году наконец свет увидела долгожданная Starfield, получившая, впрочем, смешанные отзывы. Но этой зимой разгорелся новый скандал: в сеть утекла информация о том, что в будущем компания планирует выпускать все свои игры на платформах конкурентов, включая «ненавистную» PlayStation. Фанаты, большие любители драматизировать и заламывать руки, принялись трясти кулаками и кричать о «предательстве» со стороны Спенсера. Кто-то избавился от когда-то любимой коробочки с играми ещё до официального подтверждения слухов.
Шумиха заставила начальника выпустить небольшое видео, объясняющее, что некоторые игры и правда перестанут считаться эксклюзивными, но остальные, включая Starfield, никуда не денутся. Но ущерб по репутации уже был нанесён: и так слабо продающаяся консоль вмиг потеряла остаток своего престижа. И правда, смысл её покупать, если игры и так все на ПК и PS5?
– Advertisement –
Такой скандал — и очевидное нежелание боссов Xbox сразу же прозрачно заявить о своих намерениях — стало очередным ударом по бренду, который только начал набирать обороты. У игроков хорошая память, и найти несколько цитат Спенсера, где он обещал, кажется, совсем другое будущее, не составило особого друга.
Убийца студий
Все мы знаем, как баснословно, неприлично богата Microsoft. На её фоне меркнет и Sony, и Nintendo вместе взятые, и пощеголять своим бездонным кошельком компания всегда была рада: чего только стоят покупки Mojang, Bethesda и Activision Blizzard на общую сумму в 78 миллиардов долларов. Все эти годы Фил Спенсер гнул линию, что Microsoft — это рай для талантливых разработчиков, где их бы не ограничивали ни в чём. Только в мае прошлого года он заявил, что готов предоставлять своим студиям свободу делать то, что они хотят — то есть не только крупные ААА-проекты с гарантированной кассой, но и амбициозные релизы поменьше, вроде Hi-Fi Rush.
На этой неделе стало известно, что Tango Gameworks — японская студия, ответственная за Hi-Fi Rush, The Evil Within и Ghostwire: Tokyo — была закрыта. Судя по всему, причиной стали неудачные продажи Hi-Fi Rush — несмотря на то, что игру никак не рекламировали и сразу же добавили в Game Pass, а в Xbox официально называли её продажи «удачными». Это далеко не первый раз, когда бренд в лице его главы заявляет одно, а затем — что-то совсем другое.
Вслед за Tango Gameworks на тот свет отправили Arkane Austin — студию, выпустившую крайне неудачную Redfall. Вместе с ней закрылись Alpha Dog Studios и Roundhouse Games.
Стоит отметить, что закрывать студии Microsoft всегда любила: в своё время от её рук пали Lionhead Studios, Press Play, BigPark, Good Science Studio, Leap Experience Pioneers (LXP), Function Studios, State of the Art (SOTA), [Fun]ction, Good Science и Project Spark.
А восьмого мая — на следующей день после новостей о закрытии нескольких студий — компания объявила о том, что инвестирует 3,3 миллиарда долларов в «облачную» инфраструктуру и искусственный интеллект. Как подсчитал Итан Тэйлор из студии Summerfall Studios, выплата Microsoft в размере 375,000,000 долларов гендиректору Activision Бобби Котику могла бы покрыть зарплату сотрудников Arkane Austin и Tango Gameworks вместе взятых в течение следующих 17 с половиной лет.
В общем, деньги есть — но не на людей.
Вообще, это старая истина — всё указывает на то, что непосредственно творческие гении Microsoft волнуют мало, в связи с чем образовывается такая большая текучка талантов. На её фоне Nintendo кажется полной противоположностью и, как результат, может похвастаться прекрасной результативностью и выдающимися продажами — её давно устаревшая Switch обещает достигнуть отметки в 154 миллионов проданных консолей к концу фискального года, что будет лучшим результатом в истории. Что же касается Xbox, то большая часть купленных ей студий до сих пор не выпустила обещанных хитов. Что ещё более волнует некоторых фанатов, это то, что когда они-таки разродятся, релизы могут выйти и на консоли соперника, тем самым «обесценивая» вложение в Series X.
Ваш милосердный диктатор
Заслуживает ли Xbox такой критики? В последние дни на неё обрушился весь интернет, обвиняя компанию в плохой организации, вводящих в заблуждение заявлениях и просто хроническом вранье. Фил Спенсер, долгое время казавшийся спасителем, больше не похож на рыцаря в сияющих доспехах. Чем дальше, тем понятнее, что обаятельного начальника вовсе не беспокоит благосостояние его разработчиков и амбиции его студий. Абсолютный мастер пиара обещал, что Xbox — это бренд от геймеров для геймеров, но за кулисами держал своё королевство в ежовых рукавицах. Да, он смотрелся выигрышно на фоне Дона Мэттрика, его так ли лучше чувствует себя Xbox спустя десять лет правления «большого Фила»?
Продажи консолей падают, разработчики в компании разочаровались. Томас Малер, глава и творческий директор Moon Studios, подарившей Xbox два обласканных критиками эксклюзива, заявил, что случившееся со студиями — ровно та причина, почему он отказывается «продаваться» большим компаниям. Своё недоумение высказал и глава Arrowhead Studios (Helldivers 2), совсем не понимающий, как можно было закрыть такую студию, да ещё и так скоро после переноса Hi-Fi Rush на PS5.
Одно точно: мечтам о молочных реках и кисельных берегах пришёл конец. Миф о выгодности Game Pass в прошлом, как и о творческой свободе в лагере Xbox. Какая неожиданность: корпоративный гигант печётся только о деньгах. Вроде бы сейчас всё это кажется очевидным, но многие годы я наблюдал за тем, как обезоруживающая улыбка Спенсера усмиряла и игроков, и журналистов, и разработчиков.
2024 год станет решающим для бренда. На кону — само понимание того, что такое Xbox. Коробка ли это для игр под вашим телевизором или же приложение на смартфоне.
– Advertisement –
Также интересно: